Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Автор: Сухарев Юрий Михайлович

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МИТРОФОРНОГО ПРОТОИЕРЕЯ АРИСТАРХА РА

                                                                      «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом,

                                                                                             но на подсвечнике, и светит всем в доме»

 (Евангелие от Матфея 5: 14-16).

 

Аристарх Пономарев родился 15 апреля (ст. стиля) 1881 г. в поселении Богословского завода и принадлежал к старинному роду священнослужителей[9]. Его дед, Гавриил Стефанович, окончивший  среднее отделение  семинарии в  1848 г., служил священником (по состоянию на 1882 г.) в Петропавловской церкви одноимённого села Верхотурского уезда [80].

Отец Аристарха - Рафаил Гавриилович Пономарев образование получил не высокое - 2 класса Екатеринбургского духовного  училища (окончил в 1876 г) [80]. С этого же года служил на второй  должности псаломщика во Введенском соборе Богословского завода [78]. Прилагательное  «бедный» так прочно прикипело к существительному «псаломщик», что словосочетание стало штампом и пользоваться им неловко, банально. Но это определение справедливо. Одно существенное  благо было у дьячка – возможность дать сыну духовное образование за епархиальный счет.

Восприятие образования, как величайшей ценности, прочно укрепилось в сознании Аристарха Пономарева, и он пронес это, как мы увидим, через всю жизнь. В 1911 г. он даже опубликовал доклад, прочитанный на  Пастырском Собрании Духовенства градо-Екатеринбургского благочиннического округа 8 Марта того же года, под названием «О самообразовании духовенства» [49]. Вероятно, ценностные установки Аристарх получал в детстве и от настоятеля Введенского собора протоиерея Стефана Петровича Попова (1827—-1897), отца А.С.Попова - изобретателя радио [80].

Отец Аристарха умирает очень рано – в 1885 г. Едва ли псаломщику Рафаилу ко дню  упокоения исполнилось 25 лет. На руках его супруги остались дети: Анимаиса - 5 лет, Аристарх - 4 года, Филонида -  3 года, Аверкий - 2 года и Августа 2 месяца [79]

В то время епархиальная газета в подобных случаях  писала в некрологах правду: положение семьи ужасно. Согласитесь, это ещё мягко сказано. Одно упование – на милость Божью.

Сказать по правде, автор этих строк уже и не чаял найти следы детей Рафаиловых в последующих десятилетиях. Кроме Аристарха, разумеется, о судьбе которого имелось представление. Признаюсь, возрадовался за них: в отрочестве все пятеро были живы-здоровы, неплохо учились. Мальчики – в Екатеринбургском духовном училище, девочки – в  женском Епархиальном.[17; 22]

Семье епархия оказывала хоть и небольшую, но регулярную помощь.  С 19 ноября 1885 г.  детям умершего псаломщика Пономарева Рафаила  было установлено пособие 44 руб. в год [79].  В списке лиц, пользующихся пособием из средств Екатеринбургского Епархиального Попечительства, за 1902 г. читаем запись: «Пономарева Александра, вд. псал. Богосл. з.—50 р.»[27]. Вероятно, помощь оказывал и дед, о. Гавриил. Впрочем, он в 1895 г. был почислен за штат церкви Павдинского завода Верхотурского у., где служил последнее время, а в 1903 г. умер. [14; 29]

В 1892 г. Аристарх Пономарев поступает в приготовительный класс Екатеринбургского духовного училища. Учится он довольно ровно (хотя и без блеска) и в 1897 г. удостаивается перевода по 2-му разряду  из 6-го класса ЕДУ в 1-й класс семинарии  [13; 16;19].

Курс Пермской духовной семинарии даётся ему не без труда. Во второй и четвёртый класс Аристарх переводится через переэкзаменовку – по  математике,  Св. Писанию, латинскому языку. После окончания 4-го класса он год находится в академическом отпуске [21;23;25;26;28;30]. Вероятно, свою роль сыграла и нужда. Многие семинаристы из числа бедноты находили себе заработок, что, понятно, шло в ущерб учёбе.

Юному семинаристу приходилось прибегать и к социальной  помощи. Отчёт Комитета общества вспомоществования недостаточным воспитанникам Пермской духовной семинарии за период с 1 апреля 1898 г. по 1 апреля 1899 г. зафиксировал единовременное пособие  (на покупку белья, обуви, верхнего платья и т. п.) Пономареву Аристарху в размере  6 руб. 85 коп.[24].

            Однако последний 6-й год обучения Аристарх Пономарев преодолел  вполне успешно и летом 1904 г. был признан окончившим курс по первому разряду со званием студента семинарии.[32] Это позволяло продолжить образование в университетах. И многие семинаристы этим пользовались. Лишь треть выпускников (не более) шла на приходы. Искал свое место в этом мире и Аристарх.

            Он поступает на медицинский факультет Томского университета и обучается в нём около года.[76;94] Очевидно, вчерашний семинарист терзался сомнениями: продолжить миссию предков и отдать себя духовному спасению людей, либо лечить их телесные немощи? И выбор был сделан.

            7 Февраля 1906 г. студент Пермской Семинарии Аристарх Пономарев определен псаломщиком к церкви Верхне-Салдинского завода, Верхотурского уезда [33].

            6 октября этого же года последовало определение - священником к  церкви Каменского завода, сверх штата для служения в кладбищенской церкви.[34] «Екатеринбургские епархиальные ведомости» в № 22 от 1906 г. (неофициальный отдел) в разделе «Архирейские служения» опубликовали следующую заметку: «5 Ноября, в воскресенье, божественную литургию Владыка совершил в Крестовой церкви. В конце ея Владыка произнес поучение. За литургиею рукоположен во иерея новопоставленный диакон А. Пономарев». [35] Хотя информация о рукоположении во дьякона газетой упущена, однако формулировка «новопоставленный» говорит о том, что это таинство было совершено не позже, чем накануне. Между тем, один из источников указывает датой дьяконской хиротонии  29.10.1906 г. [76].

            Священником Каменской кладбищенской церкви о. Аристарх прослужил не долго. Уже 21 февраля 1907 г. он перемещён к храму села Краснослободского (Красного) Ирбитского уезда [36].

В сентябре этого же года Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир,  с целью обозрения церквей епархии, посетил село. Вот что было отмечено в  дневнике его путешествия. «От Бобровскаго до Красной слободы 13 в . Здесь тесная, наполовину разобранная, старая церковь; строится новая, каменная, трехпрестольная. /…/Прихожан 4 745 об. п., не говело 249 м. и 119 ж. пола. Попечительство имеет наличными 191 руб. и билетами 2030 руб. Церковноприходская школа одна, в ней обучается 18 чел., земская тоже одна, в ней 51 м. и 22 дев.»[39].

4 февраля 1908 г. священник церкви села Краснослободского Аристарх Пономарев назначается благочинным ІІ-го округа Ирбитского уезда [37]. Вряд ли это известие было ожидаемым. Иерей,  не полных 27 лет от роду, рукоположенный лишь год назад – совсем не кандидат на такую должность. Духовенство привыкло видеть благочинных в образе  почтенных седовласых старцев. Не будем углубляться в причины решения, принятого архиереем, но то, что выбор пал на о. Аристарха – отметим как факт.

В этот период о. Аристарх  уже использует такую забытую в церковной среде форму воздействия на паству, как проповедь-импровизацию, совершенствует свои ораторские способности. И делится своим опытом с епархиальным священством. Его первая работа, напечатанная в «Екатеринбугских епархиальных ведомостях» за 1909 г. называлась « По поводу статьи «О церковной проповеди в связи с современной смутой». Вот цитаты из публикации, открывающие нам образ автора, его темперамент и  мировоззрение.

«Наша паства, разбуженная „от спячки" бурей революции, подобно черной грозовой туче, пронесшейся над нашими головами, народ наш „заговорил" и требует от нас, его исконных руководителей в деле нравственного, религиозного спасения, - живого слова.  Паства хочет живой проповеди - слова и ей необходимо дать его.

За нами слово, отцы! Нас ждут!/…/ Паства жаждет слова - дадим ей живое слово!



+
-
1
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться