Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Автор: Сухарев Юрий Михайлович

ПУТЬ ПЕТРА МАМИНА

             Мы тяготеем к упрощённому, плоскостному представлению об исторических событиях. Но есть биографии, не укладывающиеся в такие двухмерные схемы.

            Петр Дмитриевич Мамин родился в 1868 г в семье священнослужителя [5]. Анализируя адрес-календари Пермской епархии за 1877 и 1882 гг можно сделать вывод, что отец его - Мамин Дмитрий Алексеевич, окончивший  курс Пермской духовной семинарии по 2-му разряду в 1866 г, был в этот период настоятелем Флоро-Лавровской церкви Клевакинского села Екатеринбургского уезда (ныне – Режевского района).[1;61]

            Храм этот был весьма скромным по размерам, однопрестольным, но каменным. Освящён в 1875 г [59]. Причта  два человека - иерей и псаломщик. Казённого жалования не полагалось, а от прихода – 191 рубль в год, да, взамен пахотной земли, руга по 30 копеек с ревизской души. Плюс 2 десятины под усадьбу и 4 десятины сенокосных угодий. Не богато, то есть примерно так, как  в большинстве сельских приходов.

            Дети духовенства в XIX веке не мучили себя вопросом «Куда пойти учиться?». Принадлежность к сословию однозначно определяла их путь. Видимо в 1879 г Петр Мамин поступает в Екатеринбургское духовное училище. Во всяком случае, всписке учеников этого  заведения, составленном на основании годичных испытаний за 1881/1882 учебный год, его фамилия присутствует среди третьеклассников-неудачников. То есть, оставленных «в том же классе на повторительный курс по малоуспешности».

            Однако, это не следует воспринимать как характеристику интеллекта Петра Мамина. Очень жёсткими были требования к ученикам. Из 33-х его одноклассников лишь 9 были переведены в 4-й класс безусловно, 7 были направлены на переэкзаменовку, 11 – оставлены на второй год, а 6 человек уволены из училища «по малоуспешности».[60]

            Хронология его ученичества говорит, что и в последнем, четвертом, классе ЕДУ Петр Мамин грыз гранит науки дольше нормативного срока. Во второй класс Пермской духовной семинарии он переведён только в 1886 г.[6]

            Однако обучение в ПДС он прошёл «ровненько»,  если не считать переэкзаменовок в 3-м и 5-м классах. В 1891 г Петр Мамин заканчивает семинарию по 2-му разряду, удостоившись звания студента.[7; 9;10;12;13]

            27 Января 1892 г бывший семинарист назначается священником в Костинское село Ирбитского уезда [14]. Каникулы между выпуском и рукоположением были необходимы для устройства семьи, ведь белое духовенство по уставу церкви должно быть женатым и венчанным.

Большая трехпрестольная Екатерининская церковь этого села, ныне относящегося к Алапаевскому району, в советское время использовалась, как дворец культуры [59]. В 1891 г приход  храма составлял около 2 000  человек. К нему же относились 6 окрестных деревень. Причт был двухштатный, однако низкие церковные доходы ограничивали численность клира. Так, по состоянию на 1882 г, «место 2-го священника по неимению средств не замещено» [61]. Не много давало общество церкви и земли – пахотной 29 десятин, сенокосной 31 дес. Например, в с. Покровском этого же уезда, при годовом жаловании 324руб. (в Костинском – 204 руб.), пахотной земли церковникам было отведено (в том же 1882 г) 120 десятин.

            Это минус. Но Петру Мамину 24 года. Он иерей. Выходит на церковный амвон и говорит проповедь. И уважаемые сельчане, и подростки внимают ей. Старики на улице снимают шапку и подходят за благословением.

                   Рядом – молодая жена. Отец Петр -  гренадёрского роста, здоровенный мужик. Впереди – вся жизнь. 

                Службу Петр Мамин нёс, судя по всему, исправно. В 1896 г, по представлению благочинного, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром он был награждён набедренником. [17]

            Так бы и жил иерей Мамин: от набедренника к скуфье, от скуфьи к золотому наперсному кресту. Со временем стал бы и настоятелем храма, а то и благочинным.

            Но русская широкая душа его требовала простора, а не сельской размеренности. Как отдушина – увлечение голубями. Он часами глядел на них, взмывающих ввысь, парящих и крутящихся, словно от счастья, в небе.

          Когда отец Петр прочитал в епархиальной газете объявление об открытии  на севере Верхотурского уезда походного причта, то понял – это его шанс, его выход в пространство.

           «Екатеринбургская Духовная Консистория, согласно постановлению Епархиального Начальства от 11/18 Марта с. г. (1897 г – Ю.С.) сим объявляет к сведению духовенства епархии, что открываемый в северной части Верхотурского уезда походный причт будет иметь место своего жительства временно, пока не окажется более удобного места жительства, в Турьинских рудниках, что причт этот должен считаться исходящим причтом для совершения богослужений и для исправления треб в северной части Верхотурского уезда и что лица, желающие поступить в состав причта сего, должны теперь же заявить о сем Епархиальному Начальству». [18]

            Вот как будет описана предыстория походной церкви в 1915 г.  «Лет 20 тому назад Благочинный 5 округа, Верхотурского уезда донес Епархиальному Начальству о крайней необходимости для округа, занимающего пространство в 30 тыс. квадратных верст, иметь разъездной, походный причт, который бы помогал местному духовенству духовно окормлять разбросанное по рудникам и приискам население края.

В донесении указывалось, что рабочие приисков, живя вдали от храмов Божиих, лишены возможности удовлетворять религиозные потребности, остаются без пастырского надзора, по целым годам не слышат слова Божия.

                Указывалось также и на то, что приходские храмы в округе отстоят друг от друга на 50 и болеѳ верст, а потому в  случае болезни священника или временного отсутствия его из прихода, командировать туда входящих священников весьма затруднительно, тем более, что большинство приходов—одноштатные.

         Епархиальное начальство, идя на встречу назревшей потребности, возбудило ходатайство пред Св. Синодом об открытии походного штата на севере Верхотурского края. Ходатайство это увенчалось успехом.

         На содержание походного штата из священника и псаломщика были отпущены средства—1600 руб., местный комитет Православного Миссионерского общества соорудил походный храм, который и передал в распоряжение походного причта с тем, чтобы причт, совершая разъезды по северу Верхотурского уезда, не оставлял без своего попечения тот десяток вогульских  юрт, какой еще сохранился на Лозьве».[49]

      К этому можно добавить то, что и штат и жалование были определены Указом Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского от февраля 25 дня 1897 г за № 956.[18]

Северные просторы, золотые прииски, кочевые вогулы – эти словосочетания сливались в сознании молодого священника в один влекущий к себе образ. Да и государственное жалование (священнику 1200 руб., псаломщику 400 руб.) по меркам сельского духовенства было огромным. Кроме того, посещение вогульских юрт – за отдельное вознаграждение от Миссионерского общества. Плюс доходы от треб, которых на приисках может быть много.

             Рука тянется к перу, перо – к бумаге, строчки складываются в прошение. И вот 5 июня 1897 г «священник ц. с. Костинского Ирб. у. Петр Мамин определен священником к походной ц. в Северной части Верх, у., согласно прошению». [19]

       Неизвестно, были ли у него конкуренты, но лучшей кандидатуры для миссии трудно было придумать. Молод, образован, здоров, имеет духовный опыт. Физические данные не маловажны. «Здесь, по словам местного о. благочинного, священник едет верхом на лошади, идет пешком по топким болотам, гарникам и трущобам и нередко плывет по воде в лодке - «душегубке». Часто на пути следования в деревню Лачу едущему или идущему приходится - и настилать мосты и устраивать плоты для переправы через речки, приходится в одиночку прокладывать летний путь по лесной тропе, называемой дорогой... разве медведь проследит еще этот лесной путь!». [22]



+
-
1
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться