Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Автор: скептик

В начале было Слово

«ВНАЧАЛЕ  БЫЛО  СЛОВО…»

 

Всевышний – это Некто, ждущий нас  на краю бесконечности

Пролог

 

Конец XX – начало XXI в.в. характеризуется, как ни странно, всплеском религиозности во всем мире. Странность этого явления заключается в том, что достижения в разных отраслях науки, выход человечества в Космос и т.п., должны были бы как раз привести к переосмыслению догматов религий в сторону атеизма. Но случилось наоборот – в мусульманском мире буйным цветом зацвёл клерикализм с элементами фанатизма; в постсоциалистических государствах (в силу преодоления прежних запретов) религиозность стала модой, а храмы строятся в количествах несоизмеримых со здравым смыслом; появилось и, к сожалению, пользуется большой популярностью огромное количество т.н. «синтетических» церквей, которые сочетают в себе элементы разных религий. Объяснить всё это можно только тем, что подавляющее большинство людей худо-бедно уловив общий смысл некой религии и приняв её обряды, совершенно не интересуется основной Идеей данного вероучения.

В предлагаемой статье автор попытается предложить своё понимание проблем религии как таковой и дать сравнительный анализ различных вероучений.

 

Раздел 1 «Немного истории»

 

                Как известно религия зародилась вместе с Homo sapiens как, прежде всего, почитание природных явлений и стихий. Со временем разные этнические группы, согласуясь со своим менталитетом, развили примитивные религиозные представления своих предков в более или менее стройные религиозные концепции, которые, в свою очередь, развиваясь, превратились в философии, вероучения, догмы и т.п. На сегодняшний день в мире существует несколько т.н. «мировых» религий: Буддизм (Индия, Юго-Восточная Азия, Китай, Япония, Корея, Гималайский регион, Монголия и некоторые области России), Конфуцианство (Китай, Корея, Япония), Индуизм (Индия, Индонезия, часть Юго-Восточной Азии), Ислам (Индия, Юго-Восточная Азия, Средняя и Центральная Азия, Ближний Восток, некоторые области России и Украины, Южная Европа, часть стран Африки) и Христианство (Россия, Европа, большая часть Африки, обе Америки, Австралия, Филиппины, немногочисленные общины в Индии, Японии, Корее и Китае). Все эти религии, кроме индуизма, являются монотеистическими, т.е. подразумевают одного Бога-творца (в индуизме помимо Бога-творца Брахмы присутствует ещё более тысячи разнообразных божеств). На первый взгляд все эти религии разные, отличающиеся по ритуалам и антуражу, но это только на первый взгляд.

                Попробуем провести некоторые параллели и найти общие черты:

- наличие одного-единственного Творца Вселенной и человечества;

- достаточно точно и подробно расписанные различия между Добром и Злом (грехом);

- потрясающее сходство в основных жизнеопределяющих канонах (заповедях), продиктованных тому или иному пророку* Творцом;

- вера во всемогущество и всеведение Творца;

- вера в неотвратимость наказания за грехи после смерти, вера в «загробный» мир;

- наличие в том или ином виде института монашества как посредников между Творцом и людьми

и, самое главное, вера в то, что Мир появился при помощи Творца из Хаоса!

                Как видно из вышеизложенного, основные постулаты практически совпадают (отличия – чисто ментального свойства), что лишний раз доказывает наличие единого источника вдохно-вения создателей перечисленных вероучений. Поэтому в следующих разделах понятие Религии (веры) будет обезличенным.

 

Раздел 2 «Взаимоотношения с Творцом»

 

                Люди издревле привыкли (а религиозные деятели стараются лишний раз подчеркнуть это) считать себя если не рабами, то детьми божьими. Этот инфантилизм часто играет злые шутки над достаточно талантливыми и, казалось бы, самостоятельными людьми. Но всё-таки большин-ству спокойнее считать себя «под колпаком» у Творца – он всё видит, он всё знает, он простит, а то и поможет – чем добиваться чего-либо самому, набивая шишки, укорачивая себе жизнь без особой надежды на успех. Слепая вера во всемогущество и всеведение Творца есть не только утешением слабых и рычагом управления прихожанами в руках служителей культа, но ещё и проявлением антропоцентризма* – как же, мы одни во всей Вселенной и Творец только тем и занят, что отслеживать жизнь миллиардов своих рабов-детей. Другим, не менее вызывающим, проявлением антропоцентризма является догма о том, что Творец сотворил человека по образу и подобию своему! Вот ведь замечательно – мы с Творцом ну прямо близнецы. Но как же тогда нам быть с нашими отрицательными качествами? Неужели и они свойственны Творцу?

В практике большинства Религий в той или иной форме всегда присутствовал ритуал т.н. «отпущений грехов», когда служитель культа берёт на себя обязанности Творца и определяет степень виновности прихожанина по своему разумению. Назвать это самонадеянностью значит не сказать ничего! Этот и многие другие примеры такого рода наталкивают на определённые мысли. Во-первых, сомнение вызывает правильность наличия посредников между Творцом и людьми в вида разного ранга служителей культа, во-вторых, совершенно отталкивающим и богопротивным явлением есть межконфессиональная борьба – иногда не на жизнь, а на смерть - между като-ликами и православными в Христианстве, между шиитами и суннитами в Исламе, между дзен-буддистами и ламаистами в Буддизме и т.д., в-третьих, безнаказанное существование в мире социальной несправедливости, нищеты, преступности, коррупции и т.п., т.е. того, что запрещено Заповедями абсолютно всех Религий. Подобные примеры можно приводить ещё долго, но и перечисленное подтверждает то, что человечество планеты Земля не есть центром миро-здания, а есть одним из многих результатов деятельности Творца во Вселенной!



+
-
0
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться