Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Автор: скептик

Империя Русь (книга первая "Меч Перуна")

Откуда есть пошла Российская земля

( В В Е Д Е Н И Е )

 

(Нестор-летописец ,перефразировано)

Слово первое:  «Все мы славяне»

Для начала определим ареал расселения праславян. Традиционно это территория от Карпат на западе до реки Сиверский Донец на востоке и от бассейна рек Припять-Десна-Сейм на севере до Причерноморья и Приазовья на юге. В разные времена в обозримом прошлом эта территория то увеличивалась, то уменьшалась в зависимости от внешних, как правило, политических, факторов.

Судя по данным археологии, первые цивилизованные поселения на территории Руси появились около пяти тысяч лет до нашей эры. К этому времени закончилось пост-ледниковое формирование ландшафта и эти земли стали пригодны для заселения и обработки. Народ, создавший данную цивилизацию, определённо относился к арийской группе.

Арьи-ораты меньше других народов Ойкумены (обитаемого мира) пострадали от всепланетного катаклизма, т.к. жили на континентальной границе ледника, но всё-таки экологическая катастрофа, последовавшая за катаклизмом в виде радикального изменения климата и таяния ледникового щита, «отбросила» арьев, как и другие уцелевшие народы Земли, в первобытную дикость. Возродилась цивилизация арьев уже на новом месте, в среднем течении Днепра (поэтому и названа условно «трипольской культурой»), но в эпосах у всех их потомков сохранились воспоминания о «северной прародине».

Шли века, «трипольская культура» развивалась и ширилась. Отдельные группы арьев уходили на юг и юго-восток, где, смешиваясь с аборигенами, образовывали новые очаги культуры, потом частично возвращались назад в поисках «исторической прародины». Но потомки первых поселенцев-«трипольцев» оставались на освоенной веками территории, ставшей колыбелью их культуры и этноса. Вот этот этнос, к большому сожалению, самоназвание которого не сохранилось, и стал базовым для славян вообще. В работах античных историков Геродота и Страбона этот народ фигурирует под названием «киммерийцы». Жаль, конечно, что не сохранились письменные источники самих киммерийцев. Трудно представить, что народ с древнейшей культурой не имел своей письменности, но сохранились «Веды», написанные на праязыке санскрит, из которых можно получить общие впечатления об обычаях, религии и истории наших предков.

В контексте данного повествования необходимо упомянуть и о географических особенностях территории пра-Руси. В описываемое время, т.е. пять-семь тысяч лет назад, ландшафт страны весьма отличался от нынешнего. Если сейчас большинство территории – это степь и лесостепь, то во времена арьев-оратов-киммерийцев лесная зона простиралась значительно южнее – примерно до широты днепровских порогов. Особенности ландшафта, естественно, диктовали и условия быта людей. Население преимущественно занималось земледелием и охотой, архитектура была исключительно «деревянной». Южнее, в степной зоне Причерноморья и Приазовья, жители вели преимущественно скотоводческий (полукочевой) образ жизни. Такая идиллия продолжалась многие столетия, вплоть до XV века до н.э., т.е. до начала первого Великого переселения народов, когда огромные массы людей (в основном кочевников) «вдруг» срывались с обжитых мест и отправлялись на поиски новых территорий. В нашем случае – это нашествие скифов-сколотов, перекочевавших из Средней Азии и Иранского нагорья в Причерноморские и Приазовские степи.

 

Слово второе:  «Формирование нации»

Скифы относятся к арийской группе народов. Их предки переселились на юг во времена экспансии арьев в Индию и нынешнюю Персию за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Причинами же их возвращения в родные пенаты могли быть либо перенаселение, либо поиски легендарной «северной прародины». Скифы заняли приморские степи, отрезав, таким образом, киммерийцев от торговых центров черноморского бассейна. С другой стороны, воинственные и непокорные скифы противостояли всё усиливавшейся экспансии греков-эллинов и кавказских кахетов, пытавшихся расширить территории своих факторий на побережье и в Крыму. В частности, Гомер писал, что скифы участвовали в Троянской войне на стороне троянцев, а до этого помогали аргонавтам в их действиях против кахетов.

Поскольку киммерийцы и скифы были родственными народами, то волей-неволей происходило естественное взаимопроникновение культур. В результате, по словам Геродота, к ІV веку до н.э. в скифско-киммерийской среде образовалась некая новая этническая группа – «царские скифы», т.е. осёдлые и создавшие государственную иерархию. Политическое и экономическое влияние этого вновь образовавшегося этноса было настолько велико, что уже в II – I веках до н.э. в литературе упоминаются уже только сарматы, как автохтоны территории пра-Руси. Слово «сарматы» в переводе с древнеперсидского как раз и означает «царские скифы»: «сар» - царь, «мат (ман)» – человек, люди.

Таким образом, можно с уверенность утверждать, что именно сарматы стали предками славян и германцев. Праславяне жили в лесостепной и лесной зоне, прагерманцы – в степной и в Крыму. Бытует, правда, мнение, что на формирование праславянского этноса оказали влияние кельты, частично осевшие в карпатском регионе и нынешнем Полесье во время их массового переселения в Западную Европу около 2500 лет тому назад.

Итак, славяне, как этнос, сформировались в ІІІ-IV веках н.э. Это означает, что сформировался (с минимальными различиями) общий язык, общий эпос, общая религия и общий уклад жизни многих тысяч людей. Примерно в это же время сформировался германский этнос и германцы-готы покинули Причерноморские степи, отправившись частью на поиски «северной прародины», и осели в Скандинавии, а частью на запад, и осели в Центральной Европе, оттеснив кельтов-галлов за реку Рейн. На какое-то время вся территория пра-Руси оказалась во власти славян. Отсюда, как птенцы из гнезда, разлетались славянские племена за реку Дунай на Балканский полуостров, за Карпатские горы и к Балтийскому морю. Но при этом центром славянской культуры оставалось междуречье Днепра и Днестра.

Нация (natio)– социально-экономическая, культурно-политическая и духовно-этническая общность людей. Под политической общностью подразумеваются граждане одного государства, под этнической – общий язык, быт и самосознание.

Итак, на очерченной нами выше территории начиная с конца VІ века н.э. начала фор-мироваться некая нация, т.е.общность, подпадающая под упомянутую формулировку. Первые упоминания о её самоназвании, «русы», встречаются как в иноземных (в основном в византийских и арабских) источниках, так и в эпических произведениях наших предков:  «Велесовой книге», «Слове о полку Игореве», различных летописях. Историки до сих пор спорят о происхождении этого термина.

В начальном периоде (VI – VIII в.в.) нашей истории понятия общего государства не существовало. Летописи упоминают о нескольких независимых государствах-княжествах, но по всем остальным параметрам (язык, быт, религия), русов вполне можно назвать сформировавшейся нацией. Как уже упоминалось выше, славяне, как народ или языковая группа, сформировались несколько ранее и к описываемому времени распространились на огромных территориях от реки Одер и южного побережья Балтийского моря на западе до рек Ока и Волга на востоке; от севера Балканского полуострова на юге и до озера Ладога на севере. Северное Причерноморье, правда, опять оказалось во власти кочевников-торков («чёрных клобуков» или каракалпаков), пришедших из Приаралья и Центральной Азии вместе с аварами. Но эти соседи были достаточно мирными и не воинственными и не доставляли русам особых хлопот. Естественно предположить, что мирное сосуществование русов и торков приводило к частичному взаимопроникновению культур через смешанные браки, но тут, скорее, русы ассимилировали торков благодаря более высокой культуре (кстати, начиная с Х века о торках в летописях вообще не упоминается). Вероятно, они действительно растворились в этнической среде росов и уличей, став, таким образом, одной из составляющих будущего «украинского» народа.

На северном берегу реки Припять и далее на север до реки Неман, в болотистых лесах жило славянское племя дреговичей. За несколько десятилетий их проживания в этих местах, дреговичи породнились и частично смешались с местным населением – ливами и жмудами - образовав собственную этническую группу, потомков которой мы сейчас называем «белорусы». Кстати, ливы и жмуды – предки нынешних литовцев и латышей.

На северном берегу реки Десна и в верховьях Днепра вплоть до Ладожского озера жили кривичи и словены, ассимилировавшие местное угро-финское население и, частично, живших там рейдготов (предков шведов и норвежцев), образовали этническую группу, потомков которой мы сейчас называем «русские».

 

Слово третье:  «Начало государственности»

Официально считается, что центром притяжения северных славян (кривичей и словенов) и союзных им финских племён чуди и мери был город Новгород-на-Волхове, основанный предположительно в VII веке, а с переносом столицы князем Рюриком (864г.) стал называться Господин Великий Новгород. Но можно предположить, что городище на Волхове основали переселенцы с юга ещё в конце IV – начале V веков. Основание? Само название «Новый Город» – раз есть Новый, то, значит, был и Старый на прежнем месте обитания.

Что касается личности князя Рюрика, то «норманнская теория» русской государственности называет его варягом, а значит шведом-культуртреггером. Но славяне называли варягами всех иностранцев от шведов до арабов! Версия же о том, что Рюрик (Рорег-сокол) был по происхождению балтом-ободритом и зятем князя Гостомысла больше похожа на правду. Ну, и в контексте вышесказанного нельзя опять не вспомнить о происхождении названия народа «рус» или «русь». «Норманнская теория» приписывает это название некоему мифическому шведскому племени (о котором даже шведские историки ничего не знают!), но забывать о наличии на далёком теперь уже юге реки Рось и одноимённого города, столицы племени полян, нельзя. Да и в арабских источниках V – VІ веков именно поляне именуются «росами» или «русами»! Таким образом, перед тем, как перейти непосредственно к изложению истории России, мы определились с основным:



+
-
0
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться