Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Уральский следопыт: 2014 02 февраль

Экспедиционные дневники

анонс [13.02.2014]
Каждый, кто сплавлялся по Чусовой, отмечал для себя, что на большинстве скал, украшающих берега реки, есть таблички с указанием наименования камня и километража удаленности от турбазы «Коуровская», где в свое время начинался всесоюзный туристический маршрут №58, проходящий по реке Чусовой. На некоторых скалах можно увидеть дополнительные таблички, сообщающие об охране государством этого памятника природы.
Появились эти информационные знаки на скалах Чусовой без малого полвека назад. Сначала нарисованные эмалью на жестяных листах, позже – отлитые из металла. Активными организаторами и участниками этих работ были братья Постоноговы, авторы популярных до сих пор путеводителей по Чусовой. Дневники с воспоминаниями Евгения и Юрия Постоноговых об экспедициях тех лет сегодня хранятся в архиве Природного парка «Река Чусовая».

«Лето 1965 года
Вооружившись кистями, дружно пишем названия камней, природоохранительные лозунги на жестяных щитах, покрытых серой нитроэмалью. Туристу важно знать, на каком километре от турбазы высится камень, какие населенные пункты и речки впереди.
Наконец работа закончена. Пока высыхает краска, готовим лодки, снаряжение.
Главный механик Леонид Поскребышев озабочен неустойчивой работой самодельного подвесного мотора, называемого на реке мотовесло.
Регулировка зазора свечи, установка момента зажигания, и «движок» сдается. До 305 километра мотор работал исправно и заводился, как говорят, с пол-оборота. Трудяга-мотор тащил две лодки, в которых лежали 300 кг железа, рюкзаки со снаряжением и продуктами, запасной мотор «Москва», да еще и пятерых участников экспедиции.
Борис Гагарин еще в армии обучился кулинарному мастерству, и все в полной мере могли оценить, с каким артистизмом потрошилась и подавалась на походный стол только что пойманная рыба.
Но не только этим знаменательны были будни нашей жизни. Ежедневно мы проходили по 15-20 км, поднимались на скалы и устанавливали маркировочные щиты. Это была полная романтики и опасностей работа.
У нас были четыре капроновых веревки длиной по 40 метров каждая. Закрепив веревки за стволы деревьев, защелкнув карабинами на монтажном поясе, спускаемся с вершины камня вниз. Выбираем место и забиваем в щели скал деревянные пробки. По длинной стороне щита завальцована проволока, за концы которой в четырех точках крепим маркировочный щит к скале.
Забитые в пробки гвозди ни за что сами не вышли бы. Если им не помочь. И эта «помощь» приходила. За 13 лет из 73 щитов на участке Коуровка – с. Верхняя Ослянка осталось 23. И даже уцелевшие щиты несли на себе следы варварского отношения. Как ни странно, но все без исключения маркировочные щиты прострелены дробью или пулями. От большого количества пробоин появились ржавые подтеки, заливающие текст. Информативность щитов постоянно снижалась. Ржавые подтеки скорбной болью отзывались в душе авторов этих строк, создателей и исполнителей маркировки.
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться