Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Уральский следопыт: 2009 09 сентябрь

Взлет по золотой полосе

анонс [26.01.2014]
Взлет по золотой полосе
Автор: Гладкова Инна

Осень сорок первого. В Кольцово ещё шло строительство, а в Свердловск из Москвы и Подмосковья уже начали прибывать эшелоны с людьми и оборудованием Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил. Штаб его разместился в здании киностудии. Но большую часть личного состава расселили непосредственно в посёлке Кольцово и в окрестных деревнях, что вблизи аэродрома.
Уже 15 мая 1942 года отсюда взлетел первый в мире реактивный истребитель БИ-1. Именно в уральском небе эру реактивной авиации открыл лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи. Озвучим ещё одно, более чем важное событие для нашего края, которое произошло 11 июля 1943 года. О нём читаем в сверхсекретном документе Главного командования -это «Приказ №1». В нём говорится, что с этого дня старый аэропорт Свердловского гражданского флота со всеми его наземными службами преобразован в крупный аэропорт международного значения. Все службы вместе с персоналом с Уктуса должны быть перебазированы в Кольцово. Причём с подчинением воздушной магистрали Уэлькаль– Москва. Так 65 лет назад на основе свердловского военного аэродрома было положено начало будущему крупнейшему аэропорту России.
Чем была продиктована эта необходимость? Тут небезынтересно полистать книгу секретной переписки в годы Второй мировой войны Председателя Совета Министров СССР Иосифа Сталина и Президента США Франклина Рузвельта. Писем в книге много, но мы выделим в ней одно глобальное событие, которое впрямую касается Урала: о создании гигантской воздушной трассы с Аляски через всю нашу страну на Запад, до театра военных действий. Речь шла о создании «авиамоста», по которому должна была осуществляться поставка в Советский Союз американских самолётов и запасных частей к ним в счёт так называемого лендлиза, а проще говоря, того, что мы покупали у США, заплатив за это чистым золотом.
«Строго секретно. Рузвельт – Сталину. В связи с моим посланием к Вам от 17 июня, хочу подчеркнуть, что, если бы было возможно осуществлять поставку самолётов из Соединённых Штатов в Советский Союз не через Африку, как это практикуется теперь… Кроме того, устройство авиалиний для переброски самолётов через Сибирь позволило бы осуществить доставку в Советский Союз по воздуху также и самолётов с коротким радиусом действия – истребителей, вместо доставки их по морю, как это делается в настоящее время…»
Здесь прервём чтение письма, чтобы пояснить: союзники терпели большие потери, перевозя военную технику Северным морским путём в Мурманск. Именно на этом пути немецкие подводные лодки потопили не один военный конвой из английских и американских кораблей. Далее Рузвельт пишет: «Если на территории Сибири можно построить посадочные площадки и установить метеорологическое и навигационное оборудование, связав его с соответствующими американскими авиалиниями, я готов отдать распоряжение американским экипажам, занятым перегонкой самолётов, доставлять вам самолёты до озера Байкал».
Письмо датировано концом июня 1942 года. Тяжелейшее для нашей страны время. Перелом в войне ещё не произошёл. Существенная помощь извне, от союзников, была бы как нельзя кстати, но секретной трассы, о которой выше шла речь, ещё не было. Кто её будет строить, если в тылу остались преимущественно одни старики, женщины и подростки? И всё-таки это выделим особо: 23 июня 1942 года Рузвельт предложил идею секретной трассы, а 30 января 1943 она была уже готова – за полгода, в рекордно короткий срок!
Представим на карте эту воздушную магистраль, самые трудные её 4800 километров: от крайней точки Советского Союза возле Аляски - Уэлькаля - до Красноярска. На совершенно неосвоенных местах заново были построены порты Уэлькаль, Марково, Якутск, Киренск, Зырянка, Бодайбо, Оймякон, при этом вдоль трассы возникли десятки и других - запасных и вспомогательных аэродромов. Всё это строилось в морозы 40—50 градусов. Есть воспоминания свидетелей и участников той поры, хотя мемуары заключённых отсутствуют напрочь - что и понятно. До нас дошли только факты героизма женских строительных бригад. Сохранились потрясающие свидетельства о том, как они отличались на порубке леса, на расчистке грунта, на других тяжёлых работах. А ведь, кроме лопат, тачек и топоров, другой техники у них не было. И за считанные месяцы трасса была готова. Американцев этот факт поверг буквально в шок.
Зачем на трассе столько аэродромов? Главным образом для дозаправки самолётов, смены экипажей и устранения возникших в пути неисправностей (которые весьма часто случались). Из секретной переписки узнаём, что Сталин отказался от американских лётчиков. Поэтому они перегоняли на Аляску самолёты лишь с заводов-изготовителей, расположенных почти на всей территории северной Америки, а в Фербенксе, на авиабазе, их уже принимали советские лётчики специально созданной перегоночной дивизии. Они начинали длинный путь через Берингов пролив и далее - в пять этапов - до Красноярска. Это была трасса мужества и героизма гражданского населения, аэродромных команд и пилотов. Ещё и сегодня в непроходимых болотах, тайге, на сопках лежат, словно обелиски, обломки погибших самолётов с останками пока ещё безымянных героев. Места эти – под секретной трассой - пока исследователей не нашли. Недавно на основе событий той героической истории режиссером Александром Рогожкиным был создан и показан по ТВ художественный фильм «Перегон», но, на мой взгляд, он не отражает истинных событий того драматического времени. А где прочесть о том, как, с какими жертвами в ту северную глухомань доставлялось авиационное горючее, смазочные материалы и другое оборудование для ремонта и обслуживания самолётов, каким образом обеспечивалось электропитание и снабжение продовольствием рабочих и пилотов на этих авиационных «полустанках», возникших вдруг, но по большой стратегической необходимости? Исследователю, собравшему эти засекреченные или забытые данные, хватило бы материала на большой исторический роман, не менее захватывающий и героический, чем «Далеко от Москвы».

Читайте в журнале "Уральский следопыт" 2009, №9
http://uralstalker.com/archive_pathfinder/2/75/172/1692
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться