Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Уральский следопыт: 2010 04 апрель

Под флагом командора Беринга

анонс [26.01.2014]
Под флагом командора Беринга
Автор: Горбунов Юний Алексеевич

Публикуя очерк нашего постоянного автора Инны Гладковой, хочется сделать необходимое послесловие и соотнести тему очерка с историей «Уральского следопыта», коему нынче исполняется 75 лет.
Дело в том, что тема Витуса Беринга и двух драматических его экспедиций стала знаковой для нашего журнала, обозначила этим эпохальным историческим событием одно из его ведущих направлений. Назовем его историкоприключенческим. И это потому не случайно, что Екатеринбург был для обеих экспедиций технической базой и первой в Сибири точкой отсчета. Как писал в журнале поэт Владимир Сибирев:
Мне детство снится
Дымкой берега
И мягким блеском янтаря.
Здесь двести лет назад
Для Беринга
Мой прадед ладил якоря.
Начало теме было положено в первом же номере «Уральского следопыта» 1935 года. Ее открыл для нас основатель и первый редактор журнала Владимир Алексеевич Попов-Штарк. В этом номере был опубликован его большой очерк «Командор Бобрового моря» с иллюстрациями князяхудожника Владимира Голицына. Этот очерк как бы перекидывал содержательный и стилевой мостик от «Всемирного следопыта», который в 1930 году приказал долго жить, к его преемнику, «Следопыту» уральскому. Новый журнал наследовал тематику и приключенческий пафос своего предшественника, коим остается верен до сего дня.
Нельзя не сказать и о том, что этот первый «следопытский» опыт содержал нешуточную интригу. Автор, ни много ни мало, покусился на великость и непреложность подвига капитан-командора Витуса Беринга, общепризнанного «птенца гнезда Петрова». В «Командоре Бобрового моря» (так прежде называлось Берингово море – за обилие в его прибрежных водах морских бобров и котиков) нам предстает подчас сомневающийся, неуверенный в себе, совершающий невольные ошибки командор, чьи поступки в какой-то мере обусловили драматичность обеих экспедиций.
Автор рассказывает, например, о неудачном начале 1-й экспедиции, когда командор вместо того, чтобы на уже готовом судне обогнуть южный берег Камчатки, приказал перевозить грузы с продовольствием через Камчатский полуостров сухим путем, что стало причиной неисчислимых бедствий для местных камчадалов, на которых легла вся тяжесть переброски. И значительно задержало экспедицию.
Не был удачным и старт второй Камчатской, сообщает нам Попов-Штарк. Вместо того, чтобы направить «Петра» и «Павла» (так назывались пакетботы Беринга) строго на восток от Камчатки, командор выбрал юго-восточный маршрут и намного удлинил дорогу до берегов Аляски, что и помешало Берингу, считает Попов, «открыть Америку». Он достиг только островной ее части.
Автор утверждает, что капитан-командор был силен – предусмотрителен и основателен – в процессе подготовки экспедиций, но когда попадал в открытое море, «маятник его воли начинал раскачиваться». И тем не менее, читаем в очерке, «это был спокойный, приветливый, справедливый человек, и за эти черты характера пользовался общей любовью как среди своих офицеров, так и со стороны команды».
Вл. Попов делает попытку перенести содержательный акцент на товарищей Беринга – русского мореплавателя Алексея Ильича Чирикова, который в составе 2-й экспедиции первым из европейцев достиг западных берегов Сев. Америки, неутомимого натуралиста Георга Вильгельма Стеллера, написавшего по итогам экспедиции несколько содержательных трудов и кончившего свои земные дни в Тюмени; наконец, он отдает должное первопроходцу Семену Ивановичу Дежневу, задолго до Беринга открывшему Берингов пролив между Америкой и Азией, который по справедливости должен был носить его имя. Вот таким неоднозначно-дискуссионным был первый опыт темы Беринга в «Уральском следопыте».
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться