Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.
Уральский следопыт: 2010 02-03 февраль-март

Северный Урал. Еще раз о зиме 1959-го...

анонс [26.01.2014]
Северный Урал. Еще раз о зиме 1959-го...
Автор: Тиунов Дмитрий Владимирович
.... относительно всевозможных гипотез и версий можно лишь отметить, что значительная их часть вызывает откровенное недоумение. Да и может ли быть иначе, если авторы многих версий даже не удосужились серьезно вникнуть в сущность проблемы и выдвигают свои гипотезы по схеме «…в этом вопросе я не специалист, хотя мне сильно кажется…», пользуясь при этом сведениями, которые когда–то «услышали от случайных геологов».
Вот так, неожиданно для самого себя, у меня и возникла некая внутренняя потребность взяться за пеpо, хотя я никогда не считал и не считаю, что имею какие–то особые права на высказывания по данной тематике. Конечно, как любого уральского туриста, тем более выпускника РТФ УПИ, проблема гибели группы Игоря Дятлова меня интересовала еще с начала 70–х годов. Но всерьез заняться анализом известных материалов я решился лишь теперь.
Надеюсь, всем понятно, что никаких новых сенсационных сведений у меня нет. Более того, я абсолютно уверен, что реальных документов, полностью раскрывающих суть трагедии 1959 года, вообще никогда не существовало. Таким образом, никакой серьезной доказательной базой я не обладаю. Все мои частные рассуждения следует рассматривать лишь как сугубо личный взгляд автора, и не более того. Поэтому, предлагая читателям собственные логические выводы, я ни в коем случае не претендуют на их абсолютную правоту. Просто мне хотелось поделиться своими мыслями с теми, кому эти рассуждения могут показаться интересными.
Тем не менее я являюсь полноценным продуктом эпохи строительства развитого социализма, когда моим современникам приходилось очень многое вычитывать между строк. Вот именно на основе подобного жизненного опыта, небольших познаний в области человеческой психологии, а также своего почти 40– летнего спортивного туристского стажа я попытался переосмыслить некоторые события 1959 года, которые, казалось бы, и так прекрасно известны всем нам из воспоминаний многочисленных очевидцев.
Давайте же попробуем еще раз вместе взглянуть на хронику того периода, попытавшись оценить ситуацию не только с позиции «чистых туристов», но и глазами самых обычных рядовых граждан, большинство из которых до сих пор не имеет ни малейшего понятия о существовании в нашей стране такого официального вида спорта, как «туризм спортивный».
Сразу хочу признаться, что никаких специальных частных расследований я не проводил и в своих рассуждениях пользовался только опубликованными ранее материалами и воспоминаниями реальных участников событий. Правда, с тех пор прошло уже полвека, и теперь по некоторым вопросам многие из свидетелей придерживаются совершенно различных мнений. Поэтому за достоверность и полноту подобной информации я никакой ответственности нести не могу.

Также, вполне естественно, что пересказывать все сведения, известные нам сегодня о гибели дятловцев, я не собираюсь. Думаю, что основной массе читателей, которых всерьез интересует эта тема, общая хронология событий известна уже очень давно. И все-таки на некоторые весьма любопытные моменты хроники 1959 года я буду просто обязан обратить особое внимание своих читателей.
РАКЕТНАЯ ГИПОТЕЗА
Вероятно, сегодня это одна из самых популярных гипотез трагедии, среди сторонников которой особенно много людей с серьезным техническим образованием. Именно они почему-то считают данную гипотезу «самой полноценной версией», хотя в действительности реальный уровень проработки ракетной темы близок к полному нулю.
Суть гипотезы. В ночь на второе февраля 1959 года в СССР проводился секретный испытательный запуск какой-то космической или баллистической ракеты. Полет ракеты закончился аварией, в результате которой «что-то» обрушилось на склон горы Холатчахль, где в это время совершенно случайно находилась группа УПИ. Спасаясь от этого «чего-то», туристы в спешке покинули лагерь, хотя в итоге это их не спасло, и все они замерзли на границе леса в верховьях Лозьвы.
Действительно, описания ночных полетов «летающих шаров», неоднократно наблюдавшихся в то время в небе Северного Урала, напоминают именно запуски мощных многоступенчатых ракет. Ну и что из того? Ведь до сих пор никто так и не нашел никаких достоверных сведений, подтверждающих хотя бы сам факт проведения подобного пуска в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года, не говоря уже об аварии в полете. А ведь полный перечень космических запусков того времени, как удачных, так и неудачных, давным-давно не представляет никакой серьезной тайны. В конце концов, перепроверить такие данные несложно даже в архивах нашего «вероятного противника». Было бы только желание.
А уж если таких данных нет, то тогда, как говорится, извините…
Так вот, как специалист, проработавший в серьезной ракетной фирме два десятка лет, я легко могу высказать множество собственных «за» и множество своих собственных «против» чисто технического плана. Обязан отметить, что высказываний «против» ракетной гипотезы у меня будет все–таки намного больше.
точку зрения, даже не пытаясь серьезно вникнуть в алгоритмы управления полетом ракет, в принципы прекращения аварийного полета, в вопросы обеспечения траекторных измерений и во многие другие технические тонкости. Кроме того, совершенно непонятно, почему все «ракетчики» упрямо говорят именно о запуске космических или баллистических ракет. Ведь имея лишь самые элементарные понятия о существующих видах ракетной техники, можно утверждать, что в любой период времени (в том числе и в 1959 году) в СССР должны были разрабатываться примерно следующие виды ракетных комплексов:
– космические (не менее двух типов, т. е. «ближний» и «дальний» космос);
– стратегические (не менее трех типов, т. е. стационарные, мобильные сухопутные и базирующиеся на подводных лодках);
– тактические и оперативно–тактические (вероятно, не менее 3–5 типов, в зависимости от расчетной дальности и способа транспортировки);
– зенитные (не менее 3–5 типов: стационарные, передвижные сухопутные, морские и т. п.);
– авиационные (несколько видов класса «воздух-воздух» и «воздух–земля», в зависимости от типов базовых самолетов или вертолетов, а также дальности поражения цели).
А ведь все эти ракетные системы должны были еще где–то и испытываться. Причем, с полигона Капустин Яр или с космодромов Байконур и Плесецк запускали в то время только самые мощные ракеты. Остальные же типы ракет испытывались с совсем других стартовых площадок, разбросанных тогда по огромной территории всего СССР.
Оставить комментарий может только зарегистрированный пользователь.  Зарегистрироваться