Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.

Малуша-любечанка

«Уральский следопыт». 1994. № 5-6.

После княгини Ольги на исторической сцене появляются сразу несколько женских персонажей. Однако, роли их эпизодические, и светят они, не в пример Ольге, светом отраженным – от таких замечательных в русской истории личностей, как воитель Святослав Игоревич и великий князь киевский Владимир Святославович, креститель Руси и первый ее просветитель, прозванный народной молвой Владимиром Красно Солнышко. В лучах этих «светил» первой величины обнаруживается много малых планет и спутников, и в их числе целый ряд женщин.

Но отраженный свет – тоже свет. Подчас в неверном лунном струении удается разглядеть то, что при солнечном блеске теряется и не привлекает внимания.

Первая из «луноликих» женщин – мать великого князя Владимира Малуша (Малка). Обе версии – летописная и «былинная» -- сходятся на том, что Малуша была рабыней. Она служила в доме великой княгини Ольги, заведовала ее кухней, припасами и погребами. Словом, была в доме при ключах, то есть, лицом вполне подчиненным, но и вполне доверенным.

Такой вот пассаж: вторая по счету женщина, отмеченная летописной сказкой, оказалась из сословия самого низкого. Однако же автор первого свода исторических женщин – писатель Даниил Лукич Мордовцев отвел ей в своих «рассказах из русской истории» целую страницу.

Конечно, было бы наивным искать в летописных источниках какие-то достоверные сведения о ключнице хотя бы и самого знатного дома в Киеве X века. Мы ловим о ней только жалкие крохи, падающие с великокняжеского стола.

В летописи она фигурирует под именем Малуши-ключницы из города Любеча. Значит, родом она из этого древнейшего русского города. Он и ныне стоит близ Киева, и на высоком левом берегу Днепра археологи обнаружили валы древнего городища…

Летописец свидетельствует, что варяжский отпрыск Олег «вещий» в 882 году на пути из Новгорода в Киев захватил Любеч, подчинил его себе, сделал северным форпостом и «воротами» Киева. Позднее в Любече, тоже на пути в Киев, останавливались послы византийского императора, и городу, согласно Олегову договору с греками, полагалась часть византийской дани.

Так вот, якобы, жил здесь в пору Игорева княжения некий славянин Малко-любечанин. Были у него сын Добрыня и дочь Малуша. Оба каким-то образом попали на глаза княгине Ольге и были приближены к великокняжескому столу.

Но нам известна и «былинная» версия. Она отождествляет летописного Малку-любечанина с исчезнувшим с глаз истории после взятия Ольгой Искоростеня, древлянским князем Малом, который, якобы, по воле земельной думы возглавил восстание этого славянского племени-княжества против варяжского киевского правителя Игоря. По этой версии месть Ольги древлянам за гибель мужа заключалась в том, что она, пленив князя Мала и его детей, отца упрятала в любечский замок, а его сыне и дочь взяла служить на свой киевский двор. То есть, хоть и были Малуша и Добрыня рабами, но не по рождению, а по войне – их положение полностью зависело от каприза и воли княжеской, а также от той ситуации, в коей оказалась и могла оказаться в дальнейшем их родина. А «любечанка» в имени Малуши означало только то, что она приходилась дочерью любечскому заложнику князю Малу, то есть, по рождению была княжной.

Столицей земли древлянской стоял город Искоростень (ныне Коростень в Житомирской области на Украине) – одна из надежнейших крепостей Древней Руси. Он приглядел себе место на двух гранитных холмах, стоявших берегом реки Уж. (Кстати сказать, здешним красным гранитом облицован мавзолей Ленина в Москве). И на одной из этих гор красного гранита возвышался тогда замок князя. Значит, именно Искоростень был родиной и Малуши, и Добрыни.

А еще  «былинники» считают, что в год рождения Малуши князь древлянский заложил вблизи Искоростеня на реке Ирше город и назвал именем дочери – Малин (ныне районный центр в Житомирской области на Украине).

Семейка, что и говорить, была своевольная, гордая, никто себя в обиду не давал. Из всякого положения умели взять для себя выгоду. Вольный  дух, как видим, был силен в доме Мала древлянского. И конечно Малуша, оказавшись вблизи киевского  трона, сумела себя поставить у великой княгини при ключах. Только сама княгиня да княжичи и держали над ней власть. Молодая, красивая, своенравная, она была заметна в доме и мало перед кем опускала глаза. Одна из летописей утверждает, что Малуша стала «милостницей» княгини Ольги, то есть фавориткой, приближенной к ней особой. И то сказать: при ключах в таком большом хозяйстве надо было обладать недюжинным характером, умом и волей.

Старший брат ее Добрыня так тот и вовсе оказался хватом – порядочно «наследил» в русской истории. Обладая умом и природной хваткой, он сразу приблизился к престолу великокняжескому и вовсю своевольничал у большого кормила.

С именем Добрыни сразу приходит на память былинный герой Добрыня Никитич, и «былинная» версия легла на добрую почву. Но некоторые ученые, тем не менее, осторожничают, ссылаясь на то, что имя «Добрыня» было широко распространено на Руси. Только документальные  источники сохранили нам семьдесят Добрынь. Но и отказать Добрыне-любечанину в возможном «родстве» с Добрыней былинным тоже нельзя. Говорит же былина: «Он стольничал-чашничал девять лет»; или: «Года три жил Добрынюшка де ключником». Вполне мог быть отмечен памятью народной человек, столь небескорыстно и круто хозяйничавший у княжеского престола в Новгороде сначала при малолетнем князе, а потом воеводой и новгородским наместником – при князе великом киевском.*

Историк Б.А.Рыбаков, склонный считать былинного Добрыню лицом реальным, утверждает, что он стал родоначальником нескольких поколений новгородских посадников. Таковыми были Константин Добрынич и Остромир. Знаменитый Ян Вышатич (праправнук Добрыни) был другом летописца Нестора и отца русского монашества Феодосия Печерского. А историк и литератор А.М.Членов, обобщивший «былинную» версию первых веков Древней Руси, написал 500- страничный документальный роман «Сын Добрыни» (М., 2004).

Оглавление

1

2

3