Журнал «Уральский следопыт»

сайт функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики.

Издается с 1935 года.

2014 г. 1935 г.

Восемнадцать луноликих. Очерки о женщинах Руси великокняжеской

За кулисами мальчишника

Вот парадокс: судьба России, ее суть и стать полны духовного начала. Душа у России женская - чуткая, ранимая, отзывчивая, врачующая. А нашу отечественную драму под названием «История России» мы упорно инсценируем этаким мальчишником, где правят бал междоусобицы и войны, бунты и революции, а главные действующие лица - великие князья и цари, их шуты и казнители. Женщины действуют в спектакле лишь в эпизодических ролях.

А ведь история - наша главная книга. Мы начинаем читать ее с юных лет и читаем всю жизнь. Она постепенно становится инструментом в наших руках, законодательницей мод. Мы не можем избавиться от ее гипноза. Мир изменяется так, как велит ему история. Забывчивость и  эгоизм оборачиваются для общества жестокими последствиями. Пренебрежение женскими ценностями, каковы духовность, материнство, доброта, бытовые, семейные функции женщины, их как бы невостребованность и невознаградимость приводят к постепенному исчезновению женственности на земле, к «выравниванию» полов, к ожесточению общества и его деморализации. Процесс тут налицо: ХХ век уже явил нам женщин-боксеров и тяжелоатлетов, комбайнеров и грузчиков, сталеваров и горновых… И кажется, нет предела этой «эмансипации».

Предлагаемые очерки о женщинах Руси великокняжеской (до царя Ивана Грозного) - попытка хотя бы слегка приоткрыть истинную, а не сценическую роль женщины в жизни древнерусского общества. Большинству их героинь в летописной истории отведены где строчка, где абзац; их мимолетные образы видны как тени в свете их мужей и сыновей. Сведения об иных так скудны, что известная доля вымысла правдивее лукавого молчания летописца.

Но если даже оком версии всмотреться в судьбы подчас безымянных исторических женщин, если попытаться восстановить нарушенную причинность, услышать голос не только разума, но чувства, то из тумана времен проглянет истинная подоплека того или иного события. И окажется, что отсутствие женщин на подмостках мальчишника вовсе не означает их пассивности в действительной жизни. Только средства их вмешательства в принципе иные, чем у мужчин, - они обретаются в области чувств  и эмоций, в области души, бытовых и интимных отношений, но от того не менее, а даже более эффективны. «Cherchez la femme!» - ищите женщину! - хочется воскликнуть всякий раз - пьем ли мы очередную викторию, восторгаемся ли поэтическим перлом, или отдаем дань ученому открытию.

Клинок и Чаша - символы мужского и женского начал, два противостоящих друг другу полюса. Клинок казнит, Чаща милует; Клинок ранит, Чаша врачует; Клинок жертвует сынами на поле брани, Чаша не устает полнить их запас. Клинок творит, витийствует и судит; он дарит миру то, что неслышным и подчас бессвязным языком любви и милосердия нашептала ему Чаша.

Содержание:

 1. Легенды о княгине Ольге
 2. Малуша-любечанка
 3. Горислава
 4. Невеста из Царьграда
 5. Верхуслава из Большого Гнезда
 6. Христовы невесты (Ефросинья Суздальская)
 7. Кончака - княгиня московская
 8. Княгиня Анна Благодать
 9. Богоматерь Милава (Ольга  Волынская)
10. Три жены Симеона Гордого. Храм Марии-Айгусты
11. Евпраксия -притворщица
12. «Свеча бы не угасла…»
13. Александра - боярская дочь
14. Пояс Евдокии
15. Бесприютная Александра
16. Коварство и любовь (великая княгиня московская Софья Витовтовна)
17. Матерь новгородская (портрет-версия Марфы Борецкой, посадницы)
18. Софья Палеолог